Имя для сайта

Для того, чтобы можно было получить доступ к сайту, ему нужно дать имя, по которому сайт будет доступен из интернета. Итак, что нужно знать о доменных именах.

Система доменных имён — иерархическая. В корне этой системы — воображаемый домен, обозначаемый точкой. Воображаемый потому, что доступа к этому домену нет, а сам знак точки появляется только в структуре записей для серверов имён.

На следующем уровне находятся домены первого или верхнего уровня (TLD), которые бывают двух видов — gTLD (домены общего пользования) и ccTLD (национальные домены). Домены общего пользования не привязаны к одной какой-то стране и находятся под управлением различных некоммерческих и коммерческих организаций. В настоящее время существует несколько сотен доменов общего пользования. Домены общего пользования условно делятся на старые: com, net, org (появились вместе с самой системой доменных имён), biz, info, name, tel,  pro, aero (появились позже, но всё равно достаточно давно) и новые, которые появились после 2010 года, когда организация ICANN, занимающаяся распределением имён в интернете, изменила политику в части регистрации доменов верхнего уровня, сделав их доступными любым коммерческим и некоммерческим организациям, количество таких доменов приближается к тысяче.

Национальные домены верхнего уровня закреплены за каждой страной и совпадают с кодом Alpha-2 ISO 3166-1 этой страны, они находятся под управлением национальных доменных регистратур этих стран, некоторые страны, не имеющие своей регистратуры, делегируют управление своим национальным доменом различным организациям. Национальные домены России — ru и su, доставшийся в наследство от СССР. С появлением нелатинских доменов появились домены верхнего уровня на национальных языках, русскоязычный национальный домен России — рф.

Основной уровень доменов — второй. Домены второго уровня состоят из собственного имени и имени домена верхнего уровня, в котором этот домен зарегистрирован. Правила регистрации доменов второго уровня в каждом домене верхнего уровня устанавливаются регистратурой этого домена, единых международных правил для всех доменов не существует.

Домены третьего и последующих уровней, как правило, не регистрируются, а просто создаются по своему усмотрению администраторам доменов второго уровня, но есть и такие домены третьего уровня, которые надо регистрировать. В некоторых зарубежных национальных доменах регистрация доменов второго уровня недоступна или доступна с ограничениями, а свободно регистрируются только домены третьего уровня в предопределённых доменах второго уровня. В России есть специальные и географические домены второго уровня, например, net.ru, com.ru, msk.ru, spb.ru, в которых производится регистрация доменов третьего уровня.

Итак, какое же имя выбрать для сайта. Выбор доменного имени — шаг важный и ответственный. Как говорил капитан Врунгель — как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Правильно выбранное доменное имя обеспечивает приток посетителей на сайт и хорошую индексацию сайта поисковыми системами, и, напротив, ошибки в выборе доменного имени приводят к снижению посещаемости сайта и потере потенциальных клиентов.

Для начала нужно определиться с доменом верхнего уровня, в котором будем регистрировать наш домен. Если целевой аудиторией сайта является весь мир, то лучше выбрать старый домен общего пользования: com, net, org, biz и т.д. Преимущество этих TLD в том, что они одинаково хорошо воспринимаются во всех странах и не имеют препятствий в индексации поисковыми системами. Недостаток же их в том, что все лучшие имена второго уровня в этих gTLD заняты с конца прошлого века и придётся довольствоваться тем, что ещё осталось свободным, или выкупать нужный домен за десятки и сотни тысяч долларов.

Регистрация домена в новых gTLD — идея сомнительная. Прежде всего — неизвестно, как долго проживёт такой gTLD. Уже несколько десятков новых gTLD были закрыты из владельцами как коммерчески убыточные, а те домены, которые были в них зарегистрированы, перестали существовать. Некоторые новые gTLD, такие, как xyz, top, site, monster и некоторые другие успели заработать себе скверную репутацию: политика их регистратур, направленная на максимальный рост числа регистраций, привела к тому, что эти домены стали популярны у мошенников, спаммеров и прочей подобной малопочтенной публики. В целом же новые gTLD не воспринимаются как что-то солидное.

Если ваш сайт рассчитан на российскую аудиторию, то наилучшем решением будет один из российских национальных доменов. Домен ru — наиболее распространённый и традиционный российский домен. К сожалению, все хорошие домены второго уровня в домене ru уже заняты, и приходится довольствоваться тем, что свободно. Хотя иногда оказывается, что весьма неплохие домены еще свободны. Домен su старше, чем ru, однако в нём зарегистрировано меньше доменов второго уровня, чем в ru, и многие хорошие домены ещё свободны. Вызвано это тем, что в течение пятнадцати лет от момента распада СССР до признания домена эксклюзивно зарезервированным за Российской Федерацией, судьба этого домена оставалась под вопросом, а цена регистрации  и сейчас выше, чем в домене ru.

Не надо пренебрегать и кириллическим доменов рф. Основное преимущество кириллического домена в том, что русскоязычному человеку его проще прочитать и запомнить, такие домены легче воспринимаются на слух, для них нет проблем с неоднозначной транслитерацией. В домене рф пока ещё свободно немало хороших доменов второго уровня. Недостатков у этого домена два: большая часть почтового ПО не поддерживает нелатинские имена доменов, а значит с почтой в таком домене будут проблемы, и иностранцы, не имеющие на своих компьютерах русской раскладки, не смогут ввести имя такого домена в адресной строке браузера. Однако почта нужна не всегда и не на каждом домене, а иностранцам, скорее всего, в любом случае будет неинтересно на сайте, не имеющем англоязычной версии.

Если сайт ориентирован на какой-либо отдельный город, то есть смысл зарегистрировать для него домен третьего уровня в соответствующем географическом домене.  В этих доменах остаются свободными много хороших имён, а цена регистрации ниже, чем в доменах ru/рф.

Если же целевой аудиторией сайта являются граждане конкретного иностранного государства, то правильно будет зарегистрировать домен в национальном домене этого государства.

После того, как определились с доменом верхнего уровня, приступаем к выбору собственного имени домена.

Первое требование к имени — оно должно соответствовать содержанию сайта. Если имя никак не связано с содержанием, то оно будет только препятствовать продвижению сайта в поисковой выдаче. Наилучшим вариантом будет наименование компании или рода деятельности. Очень хорошо, если имя будет включать релевантное ключевое слово. Если в выбранном TLD подходящее имя уже занято, надо посмотреть его в других TLD.

Второе требование — имя должно быть по возможности коротким и хорошо запоминающимся. Надо избегать труднопроизносимых аббревиатур. Также лучше избегать дефиса и цифр, если только они не входят в наименование организации.

Если сайт ориентирован на международную аудиторию, то именем домена может быть только правильно написанное английское слово. Если сайт ориентирован на русскоязычную аудиторию, то допустим правильный транслит, но лучше использовать кириллические имена в домене рф. 

Следует категорически избегать имён в неправильном транслите: например, ‘urist’ читается не как ‘юрист’, а как ‘урист’, что вызывает ассоциации с уриной, а отнюдь не с правовыми услугами. Еще хуже — использование сходства начертаний русских и латинских букв. В результате получается нечто, не только совершенно нечитаемое, но и указывающее на низкий культурный и образовательный уровень владельца сайта, пример такого домена mockba-peka.ru — попробуйте понять, что такое ‘моцкба-пека’.  Избегайте таких имён, если не хотите выставить свой бизнес в предельно невыгодном свете.

И последний вопрос — регистрировать ли новый домен, попытаться купить подходящий уже зарегистрированный домен или попытаться перехватить подходящий освобождающийся домен. Возраст домена сам по себе ничего не значит, значение имеет наличие ссылочной массы и позиции в поисковой выдаче. Понятно, что у свежезарегистрированного домена ни того, ни другого нет и продвижение сайта придётся начинать с нуля. Бывший в употреблении домен может иметь неплохие показатели, а может быть ничем не лучше свежезарегистрированного. А если домен ранее использовался для казино, порнографического сайта, дорвея — такой домен будет намного хуже свежезарегистрированного. Так что при  принятии решения о покупке бывшего в употреблении домена надо ориетироваться на его историю и ссылочную массу.